polyamory.progressor.ru:
Переводы из Франклина Во:

Полиамурность: что, почему, как?

Приватность и открытость в полиамурности

Коммуникация

Краткая теория управления ревностью

Практика управления ревностью

Полиамурные мифы

Побочные отношения и уход за ними

Сохранение мира в отношениях

Полиамурные ошибки

Смешение карт

Управление временем

Полиамурность и справедливость

Преодолевая барьеры

Полиамурность без правил?

Предположения в отношениях

Если не ладится — отпусти

Размышления о сообществе и абьюзе

Размышления о Радикальной Честности™

От дружбы к любви

Декларация прав в отношениях

Как встречаться с парой

Отмечая разницу между людьми

Как приобрести уверенность в себе

Полиамурность для моногамных людей

Размышления о лжи во благо

Неловкость как плата за право быть хорошим человеком

Советы: да и нет

Не является ли полиамория неестественной?

Полиамория и привилегии пары

Некоторые наблюдения над СМИ

Поли-расставания: Пережить завершение отношений

Диалог о моногамности и полиамурности

Что надо обдумать прежде чем....

Другие переводы:
Собственные заметки:

Словарик

Человек несовершенен… и это прекрасно

Поли-булшит-бинго

Редукционизм или «я знаю, как на самом деле»

Этичность по «конечному результату»

Собственная кухня: Размышления о совместном проживании

Мыслить позитивно: правила и договорённости

Право чувствовать

Традиция против технологии

Рельсы и эскалаторы

О страдании и страхе

О личных границах

Почему я не люблю «эволюционную» и «биологическую» нормативность

Внутрь и наружу: инь и янь

Немоногамность: врождённое, социальное, выбор?

Мы родом из...

О секс-позитивизме

Ваше руководство пользователя

Кое-что хорошее

Записки мизантропа о полиамурном сообществе

Относительно безопасный секс

Этичное что угодно

Не только про секс

Два разных права выбора

Разные стили привязанностей

Проблемы перевода или «Велик и могуч»

О полиамурности и эмиграции

Немоногамность в культуре

Несколько слов о том, что такое хорошо и...

Зачем это всё

Рецензии на книги:

Этика бл**ства: прекрасная, но единственная

More then two: Немоногамность для нормальных людей

The Game Changer: воспоминания о разрушительной любви

The Husband Swap, правдивая история нестандартной любви и приложение к ней

Секс на заре цивилизации

Не замужем: Секс, любовь и семья за пределами брака

Полиаморы по соседству

Stories from the Polycule: реальность полиамурных семей

Opening Up: создание и поддержание открытых отношений

Open All the Way: исповедь о моём открытом браке

Designer Relationships: руководство по счастливой моногамии, позитивной полиамурности и оптимистичным открытым отношениям

Как хочет женщина, мастер-класс по науке секса

The Smart Girl's Guide to Polyamory: всё, что надо знать об открытых отношениях, немоногамии и альтернативной любви Poly Land: мои прямолинейно честные приключения в полиамории Playing Fair: руководство по немоногамии для мужчин, которым нравятся женщины (Перевод введения)

Рецензии на фильмы:

Записки мизантропа

«Узок круг этих революционеров.
Страшно далеки они от народа.
В. И. Ленин

Эта заметка очень субъективна. Даже субъективнее обычного. Я смотрю на сообщество (если оно заслуживает этого названия), сложившегося вокруг идей полиамурности (полиамории, этичной немоногамии etc), через узенький глазок, да и через него, вероятно, вижу фигу. Я знаю, что многие мои оценки могут быть неверными, но для того, чтоб отбирать более близкие к реальности гипотезы, должно быть из чего их отбирать.

Я не пытаюсь охватить весь мир. Большая часть коммуникации на эту тему происходит на английском языке, я, отчасти, погружён в эту среду, но лишь отчасти. Кроме того, обзоров того, как развивается процесс в условно-западном обществе имеется достаточно. Вот, например краткий взгляд на последние десять лет сообщества , написанный Аланом, ведущим все эти годы обзор новостей о этичной немоногамности, встречающихся в (преимущественно англоязычных) СМИ. Есть основания полагать, что англоязычное сообщество в ближайшее время ожидают серьёзные потрясения, так как после легализации однополых браков на всей территории США, на первый план выходит дискуссия о групповых браках, которая, с одной стороны, создаст сильную рекламу, а с другой — создаст определённые разногласия внутри сообщества.

В данном случае я пишу только о русскоязычном сообществе, более того, в первую очередь с точки зрения, находящиейся внутри России. Я ровно ничего не имею против тех, что читает этот сайт из других стран, а в сумме их число доходит до трети, но мне отсюда видно и важно в первую очередь то, что происходит тут. Да и писать о том, что я вообще не понимаю, было бы излишне самонадеянно даже для меня ;)

В этом тексте можно найти нелицеприятные отзывы о некоторых заметных в сообществе людях. Эта нелициприятность вовсе не озачает, что я призываю предать их анафеме. Просто мне не близки их действия и подходы, ровно так же как им, вероятно, не близки мои. Я считаю, что каждый имеет полное право пропагандировать свою точку зрения и оценивать чужие. Вообще, как и почти всегда, в сообществе есть те, кому всё равно и те, кому больше всех надо, и неизвестно кто из них хуже. Но я, разумеется, понимая множество резонов тех, кому всё равно, на стороне тех, которым больше всех надо, более того, я один из них.

С одной стороны, нас действительно очень мало и это довольно плохо, так как отношения, в которых разные участники существенно различно относятся к моногамии, сопряжены с некоторыми неизбежными проблемами. Эти проблемы не являются принципиально неразрешимими и во многих конкретных случаях их можно разрешить или обойти, но проблемы это проблемы и без них как-то проще. С другой стороны — это совершенно нормально и предсказуемо.

Культурные явления «с запада» всегда приходят с некоторым запозданием. Я вовсе не хочу сказать, что «с запада» приходят все культурные и субкультурные явления, но те, что приходят — обычно запаздывают лет на десять и более. Срок запаздывания сильно зависит от обстановки в стране и других условий, но они притекали в течение всего XX века, а уж этот-то век выдался ох уж каким неласковым. Приходили моды, приходили танцы, всё это ужасно осуждалось, но постепенно приживалось и воспринималось на новом этапе как нечто, вполне допустимое на фоне вот этого, нового, поистине ужасного. Но модами и танцами этот процесс не ограничивался никогда.

Слово polyamory пришло из США и пришло довольно недавно. Насколько я понимаю, в 2005 году, за десять лет до того, как я пишу эти строки, в сколько-нибудь публичном обороте не было ни одной из трёх известных мне сейчас транскрипций. Но именно тогда, судя по всему, несколькими людьми, не знающими друг о друге, переводились на русский и писались самостоятельно первые статьи на эту тему и, видимо, примерно тогда же переводилась первая и единственная на сегодняшний день книга. Так вот всё удивительно совпало. Видимо что-то такое носилось в воздухе.

Первой известной мне точкой кристаллизации было сообщество ru_poly в ЖЖ, созданное Пигги и Зандером в 2006. Тогда, во времена расцвета ЖЖ, жизнь там кипела ключом, при всей узости круга присутствовавших людей. Со временем оно, увы, стало довольно унылым местом и причина тому, на мой взгляд, не только в общем закате ЖЖ. Яркие кометы пролетают там, разумеется, и по сей день, но надолго не задерживаются.

На смену ему пришло множество мелких и не очень групп в разных соцсетях. Говорят, есть весьма крупная и активная группа в Facebook, но, так как я технический романтик и отвергаю попытки сделать свой собственный закрытый интернет, лично ничего об этом сказать не могу. С другой стороны, закрытая группа не столь хороша, как может показаться, для обсуждения приватных вопросов (всё-таки все «подзамки» это защита от младшей сестры — не более того), но при этом очень плохо подходит для создания публично доступных «смыслов».. Возможно, я не прав. Кроме того, насколько я могу судить, большая часть участников сообщества в FB живёт в Израиле, что несколько выпадает за рамки моего текста, так как в разных странах мы сталкиваемся с существенно разным контекстом, вызовами и проблемами.

В 2013 возник сайт Мир-да-любовь и я помню как я тогда обрадовался. Вот, нашлись ещё люди, которым больше всех надо, их несколько, они соорудили немного специфический, но вполне настоящий сайт, они сами пишут статьи. И я очень благодарен им за то, что они навели меня на понравившуюся мне музыку. Но чем дальше, тем больше я ощущал раздвоенность: мне нравятся их статьи, не имеющие прямого отношения к полиамурности и всё более категорически не нравятся имеющие. Особенно пафосно названный «курс Полиамория+». От последних статей меня уже просто физически тошнит, прямо от анонсов. «Полисемья-то, полисемья-сё». Никаких оговорок вроде «бывает» или «в нашем случае», просто нормативное: «так-то и так-то». Даже не «должно быть так-то и так-то». Речь идёт как о неоспоримых и незыблемых фактах. При том, что они как раз исключительно спорны, и дело тут даже не в многообразии форм, которые принимают реальные поли-отношения, но и в том, что на мой взгляд, этичная немоногамия довольно слабо совместима с традиционным гендерным порядком, который авторы, похоже, считают не только единственно верным, но и единственно возможным. «Женщина обслуживает мужчину, территория женщины — кухня» и всё такое подобное. И, вроде бы, можно было поставить на этом сайте мысленную галочку «странные, но безобидные» и забить, но забить не получается. Когда сайты по этой теме можно пересчитать на пальцах одной руки, забить на то, что второй (сразу после Википедии) сайт в выдаче Google по запросу «полиамория» несёт хм... такую невзвешенную позицию — непросто. Во всяком случае тому, кому больше всех надо, вроде меня. Если бы это был один хотя бы из десятка голосов...


Всё это время жизнь сообщества не ограничивалась онлайном, разумеется. Но, так как сам я не принадлежу к сколько-нибудь значительному оффлайновому сообществу, мне видно практически только то, что просачивается в онлайн. А просачиваются сюда довольно редкие, судя по всему, личные встречи. Ну и в 2013 появились встречи и тренинги Зап. К которым, лично у меня, довольно сложное отношение. Впрочем, к чему у меня отношение простое? Простые у нас, как известно, только дубли... Я вообще, за редчайшим исключением, резко отрицательно отношусь к психологическим тренингам и всему, похожему на них. Как правило, они основаны на том, чтоб, так или иначе, взломать психологическую защиту человека и загрузить в него «нечто». Мне это не кажется правильным способом обращения с людьми. Я достаточно наобщался в жизни и с тренерами и с тренируемыми и с меня хватит. Разумеется, моя точка зрения не обязательна ни для кого другого, но без её озвучивания сложно понять сложность моего отношения. С одной стороны, я не могу не приветствовать то, что ещё одному человеку «не всё равно». То, что люди начинают знакомиться и общаться лично, то что появляются новые каналы того, как люди могут вообще узнать об этичной немоногамии. С другой стороны, я знаком с некоторым количеством людей, которые когда-то пришли к немоногамии через тренинги, но в жизни всё оказалось гораздо сложнее, чем в концепциях тренеров и это принесло им немало несчастий. Впрочем, многие люди моего поколения — ветераны российской сексуальной революции. А она, как и положено революции, сожрала изрядное число своих детей. В данном случае, к счастью, сожрала не буквально, но судьбы и отношение к жизни перекосила, порой, изрядно. Как-то не хочется, чтоб нынешнее поколение попало в ту же ловушку, когда на тренинге на общей волне получается одно, а в жизни совсем другое. Но при этом, опять же, я ни в малейшей степени не оспариваю право людей проводить тренинги и участвовать в них. А что касается дискуссионных встреч я, соответственно, «за» двумя руками.

Но сообщества всё равно (пока?) нет. Активно пишущих и говорящих людей можно пересчитать буквально на пальцах. Хотя, ими представлены очень разные подходы и представления, что, конечно, плюс. Активно читающих и слушающих, по моим оценкам, несколько сотен. Знающих об идее этичной немоногамии и сочувствующих ей, но при этом никак не проявляющих себя в онлайне, полагаю, больше где-то ещё на порядок. Это и много и мало одновременно. В сравнении с ситуацией десятилетней давности, пожалуй, много. Для того, чтоб у впервые столкнувшегося с таким взглядом на отношения не создавалось ощущение того, что это просто не имеющие отношения к реальности фантазии одного-двух-трёх фриков — всё-таки маловато. А ведь среди активно читающих, есть люди, владеющие пером куда лучше, например, меня. Разумеется, оставаться в тени их несомненное право, но у меня, тем не менее, есть право сожалеть об этом...

Понятно, что если у человека всё складывается именно так, как ему хочется, «всё работает» само собой, у него достаточно мало стимулов для того, чтоб анализировать: почему и как оно работает, и, тем более, излагать результаты этого анализа публично. (Из этого можно легко сделать верный вывод о том, что у меня не всё складывается так, как мне хочется, однако, оно складывается не настолько «не так», как можно было бы предположить по степени моей активности ;) Вполне понятно нежелание вообще ассоциировать себя с каким-то там сообществом. Понятно, но печально. А вот с тем, что «всё уже сказано» — не соглашусь. Есть вещи, о которых не сказано ни на каком языке и уж тем более по русски, даже проблемы не поставлены. Есть много тем, которые затронуты, но почти никому не известны, например, культура согласия, известная лишь в довольно узких кругах и, зачастую, трактуемая несколько секс-негативно. И чем больше размышляешь — тем яснее осознаются глубины незнания и непонимания. Кроме того, хорошая мысль не стирается от употребления (в разумных пределах). И мысли, по разному изложенные разными людьми в разных местах, имеют гораздо больше шансов найти свои пути к душам другиех разных людей.

В малозаметности, конечно, есть и свои плюсы. Кучка фриков относительно безобидна и, в сравнении, например, с LGBT сообществом мы выглядим слишком мелкой целью, чтоб обращать на нас внимание. Но, как мне кажется, если не случится большой войны, лет через пять-десять этичная немоногамия станет в России заметным общественным трендом, вслед за тем, как она стала им несколько лет назад в некоторых других странах. И не исключено, что усилия властей, направленные на подавление свободы, сработают на усиление этого тренда, просто из чувства противоречия. И то, какие формы примет этот тренд и как о нём будут вспоминать те, кого в него затянет, зависит в том числе и от нас. О того, что и как мы делаем или не делаем здесь и сейчас.

Я, разумеется, не думаю, что этот текст, который прочитает за месяц-другой человек шестьдесят, что-то изменит, но моё дело — прокукарекать. А получится ли из этого что-нибудь и хорошее или дурное — уж как получится...

15 Jul 2015