Эсмеральда приходит по ночам/Esmeralda Comes By Night
Довольно старый (1997) и довольно неформатный мексиканский фильм, но я посмотрел его с огромным удовольствием (и не один и даже не один раз). Узнал я о нём, как обычно, из обзора Joreth. Русский перевод мне попался немного гнусавый одноголосный в стиле поздних 80-х, но достаточно адекватный.
Фильм повествует о женщине по имени Эсмеральда, пятикратно вышедшей замуж ни разу не разведясь и о следствии по делу о её многомужестве. Выглядит не очень полиамурно и не очень привлекательно, так? Но не всё так просто и однозначно. Хотя многие действия героини формально не соответствуют определению полиамории, но по ходу фильма становится ясно, что её отношения с мужьями (и отношения мужей между собой) достаточно этичны, доброжелательны и открыты. А то, что действие построено вокруг следствия, позволяет, с одной стороны, компактно и ёмко показать предшествующие события, с другой — показать реакцию этой необычной семьи на кризисную ситуацию.
Фильм сделан довольно необычно, несколько раз в кадре одновременно показаны и события, о которых рассказывает Эсмеральда и те, кто её слушают, на мой взгляд, получилось очень выразительно. Также в фильме много странных и, вроде бы, не обязательных деталей, которые создают своеобразную атмосферу и, возможно, на что-то намекают (в том числе на ангела-хранителя?).
Весь фильм пропитан очень ехидным чувством юмора его создателей. Этот юмор может, конечно показаться грубоватым, но на мой взгляд он очень хорош. Авторы фильма смеются над... ну примерно над всем, что так или иначе попадает в их поле зрения. А в это поле зрения, как уже было сказано выше, попадают самые неожиданные детали. Перевёрнутая карта, фигурки динозавров...
Существенную часть фильма занимают фрагменты диалога между следователем и Эсмеральдой, в которых следователь высказывает множество «обычных» претензий: «это аморально», «это распущенность», «это подрывает духовные скрепы идеалы Мексиканской Революции», которые многим из нас случалось слышать в свой адрес или в адрес близких по духу людей. И безосновательность, беспомощность этих претензий — совершенно очевидна.
Все остались живы... Но никто не остался не изменившимся. И, мне кажется, фильм в значительной степени именно об этом, о том, как даже единственный человек меняет мир вокруг себя, не делая, казалось бы, ничего.
Да, хотя сюжет (женщина с многими мужьями) и происхождение фильма из преимущественно католической Мексики обещают полную гетеронормативность, человеческая сексуальность в фильме представлена более разнообразной ;-)