polyamory.progressor.ru:
Переводы из Франклина Во:

Полиамурность: что, почему, как?

Приватность и открытость в полиамурности

Коммуникация

Краткая теория управления ревностью

Практика управления ревностью

Полиамурные мифы

Побочные отношения и уход за ними

Сохранение мира в отношениях

Полиамурные ошибки

Смешение карт

Управление временем

Полиамурность и справедливость

Преодолевая барьеры

Полиамурность без правил?

Предположения в отношениях

Если не ладится — отпусти

Размышления о сообществе и абьюзе

Размышления о Радикальной Честности™

От дружбы к любви

Декларация прав в отношениях

Как встречаться с парой

Отмечая разницу между людьми

Как приобрести уверенность в себе

Полиамурность для моногамных людей

Размышления о лжи во благо

Неловкость как плата за право быть хорошим человеком

Советы: да и нет

Не является ли полиамория неестественной?

Полиамория и привилегии пары

Некоторые наблюдения над СМИ

Поли-расставания: Пережить завершение отношений

Диалог о моногамности и полиамурности

Что надо обдумать прежде чем....

Другие переводы:
Собственные заметки:

Словарик

Человек несовершенен… и это прекрасно

Поли-булшит-бинго

Редукционизм или «я знаю, как на самом деле»

Этичность по «конечному результату»

Собственная кухня: Размышления о совместном проживании

Мыслить позитивно: правила и договорённости

Право чувствовать

Традиция против технологии

Рельсы и эскалаторы

О страдании и страхе

О личных границах

Почему я не люблю «эволюционную» и «биологическую» нормативность

Внутрь и наружу: инь и янь

Немоногамность: врождённое, социальное, выбор?

Мы родом из...

О секс-позитивизме

Ваше руководство пользователя

Кое-что хорошее

Записки мизантропа о полиамурном сообществе

Относительно безопасный секс

Этичное что угодно

Не только про секс

Два разных права выбора

Разные стили привязанностей

Проблемы перевода или «Велик и могуч»

О полиамурности и эмиграции

Немоногамность в культуре

Несколько слов о том, что такое хорошо и...

Зачем это всё

Рецензии на книги:

Этика бл**ства: прекрасная, но единственная

More then two: Немоногамность для нормальных людей

The Game Changer: воспоминания о разрушительной любви

The Husband Swap, правдивая история нестандартной любви и приложение к ней

Секс на заре цивилизации

Не замужем: Секс, любовь и семья за пределами брака

Полиаморы по соседству

Stories from the Polycule: реальность полиамурных семей

Opening Up: создание и поддержание открытых отношений

Open All the Way: исповедь о моём открытом браке

Designer Relationships: руководство по счастливой моногамии, позитивной полиамурности и оптимистичным открытым отношениям

Как хочет женщина, мастер-класс по науке секса

The Smart Girl's Guide to Polyamory: всё, что надо знать об открытых отношениях, немоногамии и альтернативной любви Poly Land: мои прямолинейно честные приключения в полиамории Playing Fair: руководство по немоногамии для мужчин, которым нравятся женщины (Перевод введения)

Рецензии на фильмы:

Право чувствовать

У всех нас есть право хотеть того, чего мы хотим.
Однако, у нас нет права получать то, что мы хотим.
Франклин Во

«Каждый имеет право испытывать те чувства, которые он испытывает» — мысль простая и, как мне кажется, достаточно очевидная. Я, определённо, не придумал её сам, а где-то вычитал. Но то ли там, где я её вычитал, она была приведена в совсем другой форме, то ли я неправильно ищу. Самое близкое, что нашлось: «каждый сам отвечает [перед собой] за свои чувства» в «Этике Блядства», но не совсем то. Много очень близкого, но не тождественного, есть в текстах Франклина Во (а его слова, вынесенные в эпиграф, были впервые прочитаны мной уже после написания этого текста).

Так что, похоже, эта мысль не так уж и тривиальна, очевидна и повсеместна, как мне, почему-то, казалась. И некоторые следствия из этой мысли, похоже, очень и очень спорны. Можно считать, что в каждом предложении нижеследующего текста есть фраза вроде: «по моему мнению», «как мне кажется» или что-нибудь в этом духе. На истину в последней инстанции я не претендую, разве что на затравку к размышлению.

В традиционной культуре и морали этой мысли, разумеется, места быть не может. Чувства делятся на предписанные, разрешённые, запрещённые и преступные. По отношению к тем или иным объектам и субъектам. Любовь к одному человеку — обязательна, к другому — преступна. Но, как верно замечено Розовым в «Чужой в чужом море»: «Если субъект публично ненавидит то, что тайно любит, то у него протечет чердак». И личный чердак человека, пытающегося соответствовать всему, чему нужно соответствовать и коллективный чердак общества.

Но, к счастью и вопреки китайской пословице, мы живём в такое интересное время, в котором традиция, неизбежно, перестала быть единственным основанием для моделей поведения и отношений между людьми. Индивидуальное счастье получило (по крайней мере в теории) право быть индивидуальным, а не таким, как положено.

А какое может быть индивидуальное счастье без принятия себя и своих чувств и принятия близких людей и их чувств?

Разумеется, право на любые чувства совершенно не эквивалентно праву на любые поступки. Поступки совершаются осознанно, а чувства возникают сами. Бывают, разумеется, и безвыходные положения, но, как правило, мы имеем значительную власть над своими поступками и можем сами выбирать как поступать, и, соответственно, какую цену платить за свои действия. С чувствами — иначе. Мы можем более или менее успешно бороться со своими чувствами или поощрять их по своему осознанному выбору, но для этого необходимо признать их существование. Или несуществование.

Но, так как почти вся мировая культура учит нас тому, что наши чувства должны соответствовать нашему положению в обществе, мы обычно не признаём право на те или иные чувства и за собой и за нашими близкими. Мы злимся на себя за «неправильные чувства» и обижаемся на «неправильные чувства» наших близких. На то, что близкий человек устал и не подпрыгивает от радости при встрече. На всё, что угодно. Да, конечно, эта обида точно также имеет право на существование. И даже обида в ответ на обиду. Но важно помнить о том, что чувства — не поступки, они не произвольны.

Конечно, где чувства — там и поступки. И поступки сплошь и рядом имеют своей причиной собственные и чужие чувства. Но если вы, например, принимаете решение изменить или разорвать отношения с человеком потому, что его чувства по отношению к вам или кому-то другому не таковы, как этого бы вам хотелось, не стоит обвинять в произошедшем этого человека. Это ваше собственное решение.

Да, где чувства — там и поступки. Но поступок может быть преступлением, достижением, предательством, верностью, а чувство — нет. Хотя, конечно, может быть и бедой, и удачей и много чем ещё.

Часто представляется разумным поощрять какие-то свои чувства. Или, наоборот, бороться с ними. И декларируемое мной право испытывать чувства этому не противоречит. Право не означает обязанности. То есть, конечно, если человек испытывает какое-то чувство, это нельзя сделать небывшим, но можно попробовать изменить в будущем. Иногда, например, это удаётся, если раскопать под поводами причину. Но если просто добавить к «неправильному» чувству чувство вины — лучше, боюсь, не станет.

9 Dec 2013