Человек несовершенен
…и это прекрасно!
— Не то, чтобы совсем не попал, — сказал Пух, — но
только не попал в шарик!
Люди несовершенны, непоследовательны, иррациональны. Порой, с этим бывает довольно трудно смириться, но это так. И нередко люди самым непоследовательным образом ожидают от себя и других идеальности, абсолютного соответствия между словами (часто неудачно сформулированными и/или неверно понятыми) и действиями (часто неосознанными и/или неверно проинтерпретированными). Количество возникающих в связи с этим отрицательных эмоций трудно переоценить.
Ведь можно иметь ценности, быть очень приверженным им, но не соответствовать им на сто процентов — это нормально. Между нашими словами и действиями всегда есть некоторый зазор. Иногда мы замечаем его, иногда — нет. Иногда думаем о нём, иногда — нет. Человек, говорящий: «Я ценю то-то и то-то», «Я стремлюсь к тому-то и тому-то», скорее всего, осознаёт этот зазор куда лучше, чем тот, кто говорит: «Я такой-то и такой-то», «Я всегда действую так-то и так-то». И, таким образом, у него куда больше возможностей действительно стремиться к продекларированному идеалу, чем у того кто уверен в том, что уже достиг его. Ну и вообще, декларация ценностей, в отличие от декларации соответствия даёт некоторую гибкость, позволяющую признавать ошибки.
Взглянуть на себя со стороны, заметить «соринку в своём глазу» бывает довольно трудно. Замечать её всегда, особенно до того как она там появилась — пожалуй что невозможно. Помощь в этом может быть очень полезной. Но именно помощь, а не удар дубиной по голове: «Ах ты, жалкая, ничтожная личность, ты сам себе противоречишь!» Соринка, конечно, может быть не соринкой, а бревном и даже загруженным под завязку кораблём-лесовозом, но если человек настолько глубоко неправ, ему, вероятно, уже бесполезно что-нибудь объяснять, от него можно только держаться подальше.
И всё вышесказанное втройне справедливо когда речь идёт не о действиях как таковых, а о чувствах. Мы можем выбрать свои действия (иногда мы делаем неправильный выбор, иногда не замечаем его, но тем не менее), но над своими чувствами мы властны в гораздо меньшей степени. Наши чувства могут сколько угодно противоречить нашим идеалам, но что с того? С этим можно жить, с этим можно разбираться, и это вовсе не обязательно означает, что мы на самом деле не привержены этим идеалам, что мы двуличные и двуязычные гады.
Разумеется, я не предлагаю принимать во внимание только ценности и игнорировать поведение. Но мне кажется очень важным то, в каких отношениях они (ценности и поведение) находятся. Одно дело, когда человек искренне стремится к своим ценностям, но это не всегда получается, когда он это признаёт и пытается что-то с этим сделать, и совсем другое — когда ценности декларируются просто в качестве прикрытия совершенно не соответствующей им деятельности. Но, так или иначе, не любое отступление от декларируемого идеала является предательством и ложью. Иногда это просто ошибка. И иногда её можно так или иначе исправить.
Люди несовершенны, непоследовательны, иррациональны. Порой, с этим бывает довольно трудно смириться, но можно попробовать этому порадоваться.
Смотри также More Than Two, 2.4 A Poly Toolkit/Tending your self.
Current music: Bone Poets Orchestra/Rising.