Professor Marston and the Wonder Women
Профессор Марстон и Чудо-Женщины
Я ждал этого фильма долго. Он очень подробно и весьма позитивно освещался на англоязычных поли-ресурсах (Polyamory in the news (довольно большая подборка), Polyweekly, Poly-ish movie reviews и др.) Но скачать его мне удалось только сейчас (легальных способов посмотреть его с территории РФ, насколько я могу судить, пока нет).
Я очень тронут. Трейлер и рецензии говорили о том, что в фильме существенную роль играют практики, ныне описывающиеся как BDSM, а я от этого всего: игр с верёвками, экзотических одеяний, мазохизма и доминирования довольно далёк (хотя...), но оказалось, что эта роль действительно существенная, но не ведущая. То же можно сказать и о комиксах Wonder Woman, я совершенно не фанат комиксов (за исключением Kimchi Cuddles), но впечатление от фильма это совершено не испортило.
Фильм повествует о необычной семье профессора психологии Уильяма Марстона, одного из изобретателей детектора лжи и в то же время — автора комикса о женщине-супергероине Wonder Woman.
Создание стабильно работающего детектора лжи требует экспериментов, причём «экспериментальная ложь» должна быть значимой для испытуемого, это не должна быть просто шутка. В результате детектор лжи становится для героев средством откровенно поговорить о чувствах. И, оказывается, даже не совсем важно, что говорить: «да» или «нет» (а иногда очень трудно сказать «да» тому, что противоречит привычным представлениям о правильно). Очень сильная сцена, на мой вкус.
Несмотря на то, что в название фильма вынесен именно профессор, да и состав семьи в некотором смысле «традиционен»: один мужчина и две женщины, с традиционной полигинией изображённое имеет довольно мало общего. Движущей силой действия в первую очередь являются именно женщины, их желания, чувства, эмоции. Их отношения между собой. Их собственные идентичности, не привязанные к мужчине.
Фильм очень радует тем, что в нём, в кои-то веки показана поли-семья на протяжении долгого срока. Фильм охватывает около 15 лет действия, за это время отношения между героями успевают существенно измениться (и не один раз), у них вырастают дети. Показана эволюция отношений, а не статичная картинка. Зрелые отношения, а не неофиты, с горящими глазами впервые вступившие в мир немоногамии (подразумевается, что «дальше они жили долго и счастливо» или, чаще «и всё немедленно взорвалось и развалилось»).
Окружающий мир двадцатых-тридцатых годов не слишком милостив к героям. Они проходят через увольнения с любимой работы, осуждение соседей, переживания за детей и многое другое. Отношения внутри семьи тоже не всегда отказываются радужными и безмятежными. Но это жизнь как она есть. И хорошо, что она показана именно такой...
Фильм основан на реальных событиях, хотя, конечно, речь неизбежно идёт о той или иной их интерпретации, тем более, что никого из героев фильма уже нет в живых. Так, например, внучка одной из героинь выразила несогласие с трактовкой фильма, дескать ни о какой сексуальной связи между женщинами не могло быть и речи. Может и так, конечно, но, с другой стороны, особенности сексуального поведения это не то, что обычно рассказывают внучкам, особенно если эти особенности действительно особенные, а внучки считают бисексуальность компрометирующей.
Так или иначе, после смерти профессора Марстона, который умер в 1945, реальные Олив и Элезабет прожили вместе ещё тридцать восемь лет. Была ли там сексуальная связь или нет — не нам судить, но их явно связывали очень близкие собственные отношения, отдельные от их отношений с Марстоном.
Кроме всех прочих достоинств, фильм, на мой взгляд, очень неплох чисто кинематографически, видно, что он сделан вдумчиво и аккуратно, это не сериал. Так что, спешите на The Pirate Bay и смотрите. Горячо рекомендую!
Но, разумеется, имеется традиционная ложка дёгтя. Смотреть придётся по английски. Впрочем, насколько я могу судить, в основном всё будет более-менее понятно даже с довольно базовым английским.
Post Scriptum
В сети появился русский перевод фильма.