polyamory.progressor.ru:
Переводы из Франклина Во:

Полиамурность: что, почему, как?

Приватность и открытость в полиамурности

Коммуникация

Краткая теория управления ревностью

Практика управления ревностью

Полиамурные мифы

Побочные отношения и уход за ними

Сохранение мира в отношениях

Полиамурные ошибки

Смешение карт

Управление временем

Полиамурность и справедливость

Преодолевая барьеры

Полиамурность без правил?

Предположения в отношениях

Если не ладится — отпусти

Размышления о сообществе и абьюзе

Размышления о Радикальной Честности™

От дружбы к любви

Декларация прав в отношениях

Как встречаться с парой

Отмечая разницу между людьми

Как приобрести уверенность в себе

Полиамурность для моногамных людей

Размышления о лжи во благо

Неловкость как плата за право быть хорошим человеком

Советы: да и нет

Не является ли полиамория неестественной?

Диалог о моногамности и полиамурности

Что надо обдумать прежде чем....

Другие переводы:
Собственные заметки:
Рецензии на книги:
Рецензии на фильмы:

Рельсы и эскалаторы

Франклин Во в своей новой (настолько новой, что ещё не вышедшей) книге несколько раз упоминает движение отношений по эскалатору: знакомство->свидания->совместная жизнь->брак->дети (порядок может меняться;). Отношения, которые по какой-то причине по этому эскалатору не поднимаются, обычно считаются неправильно развивающимися и нуждающимися в исправлении или прекращении.

Мне почему-то ближе метафора «рельс» как стандарного пути. Но смысл тот же.

Мы часто едем по рельсам. Не только в отношениях с людьми. Вообще. «Школа->институт->работа по специальности->пенсия». «Украл->выпил->в тюрьму». «Зашёл в метро->задумался->обнаружил себя подходящим к работе» (Ага — в воскресенье).

Подавляющее большинство нас большую часть жизни едет по тем или иным рельсам, по большим и маленьким. Это нормально, так как каждый раз принимать заново с нуля все большие и маленькие решения крайне утомительно, да и как принимать их в условиях полной неопределённости? Но, подчас, рельсы увлекают нас туда, куда мы попадать не хотели. Или не совсем хотели. Ведь двигаться по рельсам гораздо проще, чем без них. А соскочить с них, порой, очень сложно. И чем рельсы больше, чем дальше они ведут нас по жизни — тем труднее.

А большие рельсы, вот беда, почти никогда не ведут в точности туда, куда мы хотим. Хотя, всё так здорово начинается. Рельсы ведут куда-то туда, явно в ту самую сторону, в которую мы хотим двигаться. И лишь потом обнаруживается, что всё-таки не совсем туда. Ну, самую малость. Не прыгать же из-за этой малости в придорожный бурьян, не топтать же тропу через крапиву. Правда, потом они отклоняются от нашей цели ещё немножко. И ещё немножко. И однажды мы обнаруживаем себя на удобном вокзале и вдруг понимаем, что это совем не то, куда мы так стремились. К этому можно адаптироваться. Иногда самое лучшее — именно адаптироваться к тому, что получилось. Если уж всё равно мы именно там, где мы есть. Тем более, что цель осталась не только в стороне, но и позади. А иногда, чтоб сохранить себя, надо бежать с этого вокзала через поля, кусты и бурьян.

Где только взять мудрость, чтоб отделить одно от другого? Многие люди двигаются про личным или профессиональным рельсам всю жизнь и счастливы. И идеально подходят к своей жизни и своим занятиям. А кто-то делает рывок в сторону и оказывается столь же прекрасен (или ужасен) в новом месте. Отличных программистов под Unix готовят на всех этажах главного здания МГУ, но на всех этажах они получаются лишь в порядке исключения. (Строго говоря, в ГЗ МГУ учат геологов, математиков и географов, но из них регулярно вырастают люди, талантливые в самых неожиданных областях.) Из специализированого факультета их выходит, пожалуй, даже больше, но это просто не так заметно. Часто отличные учителя получаются из людей, получивших самое разное и совсем не педагогическое образование. Уж они-то точно выбрали школу сознательно, а не приехали туда по рельсам: «ума нет — иди в пед->школа». Но и среди педагогов «по образованию» педагогов «по призванию» тоже множество. Сколько людей несчастны в семейной жизни из-за того, что они, вопреки всему, следовали стереотипу и сколько несчастны из-за того, что отвергли его? А наоборот?

Никто не скажет вам: когда надо катиться по рельсам, а когда посылать их к чёрту и идти маленькой тропкой или даже своим, только своим путём. Только вы сами.

Но беда ещё и в том, что привыкнув катиться по рельсам, мы не понимаем как двигаться без них. Мастера ориентирования в лесах или водители, без труда находящие путь через московские пробки, мы всё также не понимаем: что нам делать с предложенной интересной работой в совершенно новой области или отношениями, которые не вписываются (не могут, да и не должны) в стандартный путь. И часто даже не задумываемся о том, насколько именно не понимаем. И продолжаем жить, не приходя в сознание.

Так давайте же будем приходить в сознание хотя бы иногда и пусть нам будет от этого счастье — хоть на рельсах, хоть в крапиве!!! ;)

3 Jul 2014